Запорожское объединение церквей евангельских-христиан баптистов насчитывает более 127 церквей, которые объединяют 6517 членов. Большая часть территории области в XIX столетии была в составе Таврической губернии. Запорожье (Олександровск) был частью Катиринославськой губернии. С приходом советской власти и строительством Днепрогеса значение города и региона значительно выросло, что привело к созданию в 1939 г. Запорожской области.

 

Предпосылки к образованию евангельского движения

 

… За Днепровскими порогами, ныне затопленными, раскинулась аж до Азовского моря равнинная степь, которую называли Таврией, или Запорожьем, Название степи произошло от стародавнего племени боевых кочевников — тавров, а до них здесь носились степом на невысоких конях киммерийцы, скифы, сарматы… Второе название нашего края, наоборот, само стало славным наименованием для тысяч воинов-запорожцев. Но про то время которое мы хотим поведать, за Днепровскими порогами уже никто не воевал. После много столетних войн в нашем крае настало такое спокойствие и тишина, что на рубеже XVIII-XIX ст. русская императрица Катерина решила переселить сюда несколько сотен иностранцев с семьями.

Среди переселенцев были представители различных религиозных движений: молокане, которые очень серьезно относились к Библии и протестовали против исполнения православных обрядов; работящие и пунктуальные меннониты. В середине XIX ст. в их колониях началось духовное пробуждение, что привело к появлению братских меннонитов. Они систематически изучали Библию по домам, на что были отведены специальные часы (ним. штунде). Украинцев, которые наследовали этот пример, начали называть штундами.

 

Начало духовного пробуждения

 

В Запорожском крае баптистские церкви были основаны во второй половине XIX столетия. Независимо один от другого пробуждение началось в Олександровском и Бердянскому уездах.

В Олександровском уезде первыми баптистами стали жители с. Кичкас (потом село было затоплено при строительстве Днепрогесу) М. Сербуленко и А. Петасенко, крещеные по вере в 1863 р. и 1864. В 1865 р. крещение принял Яков Сарана и многие другие украинцы. Эти обстоятельства позволили историку В. Ясевич-Бородаевський датировать появление баптизма в Катеринославской губернии концом 1860-х началом 1870-х годов и назвать Кичкас «колыбелью русского баптизма». 1878 год считают началом евангельского движения в Олександровске. Этого же года крестился Л.Д. Иванченко, который стал активным членом «Южной» церкви, которая была создана не так давно.

Если в Александровском уезде пробуждения началось в среде православного населения, то в Бердянске первые крещения произошли среди молокан. В 1878 г.. Молоканский пресвитер Андрей Стоялов, придя к библейскому пониманию крещения по вере, стал пресвитером Нововасилевской баптистской церкви. Затем церкви возникли в селах Астраханцы и Новоспасском.

Весной 1884 года в Нововасильевке состоялся первый съезд баптистов. На нем было признана первоочередная важность миссионерского служения среди своего народа, сформулировано ряд баптистских принципов и сделано важные шаги для создания баптистских союза.

Тот факт, что съезд состоялся именно в Нововасильевке, свидетельствует о том, что евангельское движение в этом регионе очень быстро расширило границы своего развития. О том же свидетельствует открытие В. Л. Жаком библейской школы в с. Астраханка.

Развитие Запорожского братсва

Евангельское движение на Запорожье преуспело в результате большого труда. Самым тяжелым был период 1894-1905 гг., когда веру украинских протестантов сочли запрещенной ересью, и отметили словом «штунда». Баптистов не венчали, не прятали на кладбище, даже новорожденных детей «Штунда» не регистировали. Господь дал силы и это выдержать. И уже в 1905 году, получив право на свободу вероисповедания, христиане начали активно проповедовать Евангелие своим землякам. Наступил период быстрого роста церквей. В 1907 году, воспользовавшись возможностями царского Указа от 17 октября 1906 года, пресвитер Ф.П. Балихин первым в Запорожье зарегистрировал Астраханскую церковь с правом распространения религиозной дяльности на всю губернию. Вот как характеризует его деятельность губернатор в 1916 г. .: «Пользуясь правом распространения действий астраханской общины на всю Таврическую губернию, Балихин присоединил к своей общины сектантов-баптистов многих районов и объезжал по всей Тавриде (Таврической губернии) для осуществления якобы религиозных потребностей и совершения молитв. Между тем основной целью его разъездов, несомненно, было распространение баптистского учения». В результате возникли церкви в Бердянске, Керчи, Феодосии и других местах. В 1915 г.., Перед началом новой волны гонений, в Таврической губернии существовало уже 30 церквей ЕХБ.

Шла Первая мировая война, от которой уже все устали. Чтобы поднять боевой дух, надо было найти общего врага, и его нашли. В 1915 г.. Баптистов (Штундов) обвиняют в связи с немцами и закрывают евангельские церкви, а служителей отправляют в ссылку.

Ф. П. Балихин, И. Ветров, Ф. Шенеман и другие баптистские протестанты Таврической губернии вернулись домой только в 1917 г.., после Февральского переворота.

В первые годы советской власти относительная свобода вероисповидания положительно сказывается на росте церквей. Уже в 1927 году в области было 33 церкви общей численностью 840 членов. И к концу 20-х годов в связи с усилением антирелигиозной пропаганды евангельское движение снова стало испытывать трудности и в начале 30-х годов церкви закрыли. Однако, несмотря на жестокие преследования, христиане сохранили веру. После войны в 1944 году., гонения ослабли и церквям разрешили проводить богослужения в молитвенних домах. Но угнетения верующих атеистической властью никогда не прекращалось,  оно продолжалось до конца 80-х годов.

Ответственные служителя в запорожском регионе

Успех евангельского движение в Запорожской области во многом зависит от работы ответственных служителей. К сожалению, о некоторых мы знаем совсем немного, но верим, что их труд не забыт Богом (Евр. 6:10).

Первым украинским паспортом-баптистом был А. А. Стоялов. Будучи пресвитером крупнейшей в регионе Нововасильевской церкви в 1878-1885 гг. он много послужил в Таврической и Екатеринославской губерниях.

В 1886-1919 гг. Лидером евангельских верующих был Ф. П. Балихин. На базе Астраханской общины он организовал и духовно опекал многие другие общины. В первые 20 лет своего служения Ф. П. Балихин посетил 35 губерний, рукоположил 22 пресвитеров, 24 дяконов, 12 проповедников, а также крестил более 1300 человек. «… Он принял на себя главенство над всеми сектантами-баптистам не только в Таврической но и в других губерниях, руководил почти всем движением баптизма», — писал губернатор.

В 1919-1947 гг. Бог благословил запорожское Братсво большим количеством прекрасных служителей. Но начались репрессии, которые вскоре привели к ссылке, насильственной смерти и заключеннию многих из них. В этот период из-за стремительного роста городов религиозный центр региона переместился в г. Запорожье.  А в 1957 г. в области было уже 49 громад ЕХБ.

В 1990 году на служение старшего пресвитера был избран Павел Петрович Метленко. В то время в Запорожской области насчитывалась 31 община с 3642 верующими. Уменьшение количества церквей по сравнению с    1957 годом обусловлено попыткой советской власти путем объединения церквей уменьшить их количество.

С получением Украиной независимости были разрешены публичные выступления и проповеди Евангелия. Утомленный от духовного голода народ жадно принимал истину, массово приходил к Богу. Сегодня Запорожское областное объединение церквей евангельских христиан-баптистов насчитывает 127 церквей, которые объединяют 6517 членов.