Если спросить, почему возникла та или иная поместная церковь? Ответ может быть очень коротким, эту церковь в данной местности, через проповедь Евангелия, насадил Господь. И это действительно так. Это справедливо и по отношению к церквам Запорожского братства, которые являются частью многотысячного украинского братства евангельских христиан баптистов.
Возникновение же братства ЕХБ было результатом евангельского пробуждения в Российской империи, во второй половине девятнадцатого века. Центрами пробуждения были – Санкт-Петербург, Кавказ и юг Украины.

Предпосылки евангельского пробуждения
на Запорожских землях

Евангельское пробуждение, и, как следствие, возникновение евангельских поместных церквей происходило в определенной исторической обстановке. Кроме того, к моменту начала пробуждения, в обществе в целом и в среде православной церкви произошли определенные процессы и отдельные события, которые способствовали пробуждению.
Необходимо отметить, что все обстоятельства, события и процессы, происходившие в государстве, невидимо, по Своему промыслу, направлял Господь, достигая Своей цели в созидании Церкви.

Исторические предпосылки евангельского пробуждения

Что же происходило на Запорожской земле, какой была историческая обстановка? В какой местности и среди кого, в самом начале засиял свет Евангелия?
Чтобы понять обстановку, в которой возникали церкви евангельских христиан баптистов, нужно вспомнить несколько важных моментов истории, которые, прямо или косвенно, влияли на евангельское движение на запорожской земле.
На несколько минут нужно оглянуться вглубь веков…

Запорожский край в далеком прошлом

С глубокой древности степи Запорожского края, Приазовья и Причерноморья являются частью обширного степного региона, расположенного по центру материка Евразия, получившему название Евразийская или Великая степь.
Великая степь стала местом обитания и перемещения множества кочевых народов. На протяжении многих веков степи Запорожского края, Приазовья и Причерноморья, как часть Великой степи, были местом обитания и борьбы за власть очень многих народов – скифов (до настоящего времени сохранились скифские курганы), гуннов, авар, антов, хазар, печенег, половцев и других.

В четвертом веке, севернее запорожского края сформировалась и начала распространяться славянская народность.
В конце девятого века на землях восточных славян образовывается государство Киевская Русь. Со временем пределы Киевской Руси распространились и на земли Запорожского края.
Все эти народы, в том числе и Киевская Русь, были языческими.

Но, в 988 году происходит эпохальное событие – Киевская Русь официально принимает христианство в его греко-византийской православной форме.
Христианство начинает усиливаться, распространяться и вытеснять язычество на Руси.
Киевская Русь становится христианской.

Как же дальше развивались события в Киевской Руси?
В начале двенадцатого века Киевская Русь распадается на отдельные княжества.
В начале тринадцатого века происходит нашествие монголо-татар и до пятнадцатого века Запорожский край, как и все славянские княжества, становятся частью огромной монголо-татарской империи Золотой Орды.
В конце четырнадцатого века Золотая Орда начинает распадаться на отдельные ханства. В начале пятнадцатого века, южнее запорожского края выделяется и образовывается Крымское ханство. Из-за сильного влияния Турции государственной религией ханства становится ислам (мусульманство).
После владычества монголо-татар весь юг Украины, приазовские и причерноморские степи превратились в пустынную и малозаселенную территорию, получившую название – Дикое поле.
Юридически Дикое поле находилось под контролем Крымского ханства.
На побережье Азовского моря проживали ногайцы, кочевой народ, который во время российско-турецкой войны насильно депортировали в заволжские степи. Кроме ногайцев по степям были разбросаны поселения татар.
Такими были основные штрихи древней истории Запорожского края.

Период запорожского казачества

В пятнадцатом веке начинают происходить события, которые на многие века положили отпечаток на Запорожский край. На юге Украины зарождается казачество. Запорожские земли стали одним из центров формирования казачества. Одним же из его главных оплотов и символом казачества стал остров Хортица, известный еще с древнерусских времен; знаменитая Запорожская Сечь – казацкая вольница.

Наибольший подъем казачества происходит в шестнадцатом веке. Под контролем запорожских казаков находилась территория Великого Луга (в настоящее время затоплена Каховским водохранилищем) и окружающих его степей. Южнее же владений запорожских казаков простиралось Дикое поле, далее Крымское ханство и Османская империя (Турция). Казаки были в постоянном соперничестве с татарами и турками за право контроля приазовскими и причерноморскими степями.
В религиозном отношении казаки были православными христианами. Вера казаков, хотя и была обрядовой, но вместе с тем они были ярыми приверженцами и защитниками православия. В основном все их войны проходили под знаменами борцов за православную веру.
Далее, для понимания обстановки евангельского пробуждения важно определить как и когда Запорожский край стал частью Российской империи. Так как и евангельское пробуждение, и возникновение и жизнь братства, и жизнь братства протекала в историческом контексте Российской империи, а позже Советского Союза, вплоть до начала девяностых годов двадцатого столетия.

Запорожский край как часть Российской империи

Прошло некоторое время и в жизни запорожского казачества произошли большие перемены. В семнадцатом веке казацкой вольнице был положен конец.
Как это произошло?
Еще в период монголо-татарского ига и особенно после падения власти монголо-татар начинает усиливаться и территориально расширяться Московское княжество, что со временем привело к возникновению Российского государства, а позже Российской империи.

В 1654 году в силу сложных военно-политических обстоятельств Запорожское казацкое войско под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого, на Переяславкой Раде, вступает в соглашение с правительством Российского государства и присоединяется к государству на правах автономии. Это привело к расширению южных пределов Российского государства, усилению влияния правительства России и постепенному сокращению прав Запорожского казачества. В тысяча же 775 году Запорожская Сечь была разгромлена российскими войсками и манифестом царицы Екатерины Второй ликвидирована.
После ликвидации Запорожской сечи территория, контролируемая Запорожскими казаками, окончательно вошла в пределы Российской империи. И теперь все дальнейшие события на Запорожской земле, в том числе и евангельское пробуждение, происходили в общем контексте событий в империи.

Возникновение основных городов и селений, в которых формировалось
Запорожское братство ЕХБ

Интересно будет, прежде всего, узнать, когда и как возник город Запорожье, областной центр Запорожской области. Так как Запорожье, в прошлом Александровск и его окрестность были одним из очагов евангельского пробуждения на Запорожской земле.

Александровск (Запорожье)
Разгром российскими войсками Запорожской Сечи, стал предпосылкой возникновения города Александровска, в будущем Запорожья.
После ликвидации Запорожской Сечи, южные рубежи Российского государства оказались открытыми для набегов крымских татар. Кроме того, в этот период Россия находилась в военном противостоянии с Турцией. Поэтому, для защиты южных рубежей государства, Российское правительство принимает решение о сооружении Днепровской оборонительной линии. Предполагалось от Азовского моря по рекам Берда и Конка до порогов реки Днепр построить семь крепостей.

Так, в августе 1770 года, на левом берегу Днепра, в устье реки Сухая Московка, была заложена и начала строиться Александровская крепость. Строительство крепости было завершено к 1775 году.
С течением времени вокруг крепости началось формироваться предместье, где поселялись строители, обслуживающий персонал крепости, отставные солдаты.
Поселение, возникшее рядом с крепостью, и положило начало будущему городу.
К 1806 году Александровская крепость переросла в уездный город Александровск Екатеринославской губернии.
Рост и развитие Александровска происходили медленно.

Более интенсивному развитию города в значительной мере поспособствовало строительство Екатерининской железной дороги. Были построены участки железной дороги от Лозовой до Александровска, ветка на Екатеринослав (сегодня Днепр) и спустя два года – завершено строительство дороги до Севастополя. Был построен первый вокзал, названный Южным (ныне Запорожье-1). Это было небольшое, деревянное здание в один этаж. Вокзал был разрушен во время второй мировой войны.

Ощутимый вклад в развитие Александровска внесли меннониты, так как в 1879 году южнее Александровска была основана меннонитская колония Шенвизе (Schönwiese – «Прекрасный луг»). Очень скоро в колонии Шенвизе начала развиваться промышленность – заводы по выпуску сельскохозяйственной техники, мукомольное производство.
Ведущее место в развитии мукомольного производства в Александровске принадлежало колонисту Герману Нибуру. До настоящего времени в Запорожье действует построенная Германом Нибуром мельница (в настоящее время – ОАО «Запоріжмлин» ул.Сергея Серикова, 30). В 1911 году колония Шенвизе была включена в состав города Александровска.
К началу двадцатого века Александровск стал значительным торговым центром на юге Украины.
Забегая наперед нужно сказать, что в 1921 году город Александровск был переименован в Запорожье. Запорожская же область была образована в 1939 году.

Мелитополь
В 1785-1814 годах в ста километрах южнее города Александровска, на реке Молочной появились первые населенные пункты – ногайское село Киз-Яр и село Новоалександровка, которое быстро разрасталось. В 1842 году Новоалександровка была переименована в город Мелитополь, и становится центром Мелитопольского уезда. Город начал расти и развиваться. Развитию города во многом способствовала проложенная в 1874 году железная дорога на Крым, сделав Мелитополь связующим звеном между материком и полуостровом.

Бердянск
В начале девятнадцатого века в экономических интересах государства возникает необходимость на Азовском море построить причал. Было найдено подходящее место. В 1827 году был построен причал, возле которого выросло небольшое селение под названием Кутур-Оглы, что и положило начало будущему городу. Место было выбрано удачно и началось интенсивное развитие и селения и порта. В 1841 году селение было переименовано в город Бердянск и через год становится центром Бердянского уезда.

Токмак
В 1791 году на реке Токмак, притоке реки Молочной возникает поселение по названию реки – Токмак. Поселение начинает бурно развиваться так как стояло на торговом пути. Со временем селение получает название Большой Токмак. В 1962 году селение было снова переименовано в город Токмак.

Молочанск
В 1804 году на реке Молочной поселяются меннонитские колонисты. (Более подробно о переселении меннонитов на юг Украины немного ниже). Там они основали поселение Гальбштадт, которое стало центром Молочанского меннонитского округа. Округ охватывал меннонитские поселения в среднем течении реки Молочной. Как округ, так и поселение Гальбштадт бурно развивались. В 1915 году во время первой мировой войны поселение было переименовано в Молочанск.

Нужно упомянуть еще о двух селениях, в которых Господь действовал чудным образом. События, происходившие там, стали ключевыми в формировании всего братства ЕХБ, и особенно в Запорожском крае. Это молоканские селения Астраханка и Нововасильевка.

Нововасильевка
В 1823 году на месте ногайского поселения Апанлы переселенцами-молоканами было основано село Нововасильевка. Со временем в селе образовалось несколько молоканских общин и были построены добротные молитвенные дома. Нововасильевка памятна братству тем, что в селе, в 1884 году прошел первый съезд баптистских общин, положивший начало Союзу русских баптистов Южной России и Кавказа. (Об этом более подробно далее в настоящем историческом обзоре).

Астраханка
Село основано в 1825 году выходцами из Тамбовской губернии. За несколько же лет до этого сюда, на незаселенную территорию, были переселены молокане из Астраханской губернии – отсюда и название села. В братстве Астраханка известна тем, что в селе в с 1907 по 1909 год усилиями братства была построена и открыта учительская семинария. Как учебное учреждение братства семинария проработала недолго, до 1911 года. После чего под давлением Русской православной церкви была закрыта.

Переселение молокан и меннонитов на Запорожские земли

Во второй половине восемнадцатого произошли важнейшие события на Запорожской земле, которые имели прямое отношение к началу евангельского пробуждения.

В 1783 году после долгого военного и политического противостояния с Турцией, Россия получила обширный доступ к берегам Азовского и Черного моря.
Присоединенная территория приазовских и причерноморских степей, в том числе и Запорожского края с течением времени была преобразована в Таврическую, Екатеринославскую и Херсонскую губернии. (Запорожская область в настоящее время состоит из части Екатеринославской и Таврической губернии).

Так как обширные просторы степей Дикого поля, ставшие частью Российской империи, были не освоены и не заселены, правительство России начало принимать энергичные меры для заселения и освоения южных степей. Сюда началось переселение государственных крестьян, отставных солдат, запорожских казаков. Кроме того переселялись и представители других народностей – греки, сербы, болгары, молдаване, немцы и другие. Все поселенцы наделялись землей, им выдавались денежные ссуды.

Переселение молокан

Судьбоносным для евангельского пробуждения на Запорожской земле стало переселение молокан в приазовские степи Таврической губернии.
С целью освоения земель и изоляции от православного населения империи в приазовские степи были принудительно выселены молокане. Молокане – выходцы из православия, представители одного из направлений движения так называемых духовных христиан или духоборов. Движение зародилось в Тамбовской губернии, в конце 1760-х годов.
Российское правительство объявило молокан и духоборов «особенно вредной ересью» и начало преследование представителей этого движения. В ходе борьбы с распространением учения молокан и духоборов началось принудительное переселение и одних и других в незаселенные территории государства – на Урал и Поволжье, в Уфимскую и Оренбургскую губернии, на Закавказье. А также в приазовские степи Таврической губернии.

В Приазовье молоканами были основаны села Астраханка, Нововасилевка, Новоспасское (Шавкай) и другие. Духоборы также основали целый ряд сел на правом берегу реки Молочной – Терпение, Спасское, Троицкое, Родионовка, Ефремовка.

Среди молокан Закавказья и Приазовья, во второй половине девятнадцатого века началось евангельское пробуждение. Из-за того, что молокане отошли от православия их общины стали благоприятной почвой для евангельского семени.
В свое время молоканские поселения Приазовья стали свидетелями благословенных событий евангельского пробуждения на Запорожской земле.

Переселение меннонитов
Переселение меннонитов на Запорожские земли стало еще одним важным фактором, который содействовал евангельскому пробуждению.
Меннониты – одна из протестантских евангельских деноминаций, называемая по имени ее основателя, Менно Симонса (1496-1561 годы). Меннонитство возникло в 1530-е годы в ходе реформационного движения в Нидерландах, как продолжение движения анабаптистов (перекрещенцев). Одной из особенностей меннонитов – их принципиальный пацифизм. Из-за пацифистской позиции меннониты постоянно подвергались преследованиям со стороны государства. Это вынуждало их часто переселяться, убегая от преследований. Причиной переселения меннонитов в Российскую империю было очередное преследование со стороны государства, в котором они проживали.
Как это произошло?
С целью освоения южных территорий, правительство предприняло еще один шаг, в 1763 году царицей Екатериной II был издан манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах».
Это было приглашение иностранцам для переселения в Российскую империю для освоения незаселенных территорий.
На юг Украины начали переселяться немцы-лютеране, католики и меннониты. Колонисты селились и образовывали поселения (колонии) в основном в Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерниях.

Так, осенью 1788 года первая партия меннонитов-переселенцев в количестве 228 семей начала свое путешествие на новые земли, и, к середине 1789 года колонисты прибыли и были поселены на правом берегу Днепра в урочище Хортица, в Екатеринославском уезде Екатеринославской губернии.
Так состоялось первое поселение меннонитов на берегах Днепра.
Со временем переселенцы образовали на правом берегу Днепра восемь поселений (так называемые «материнские» или «старые» колонии).
Это поселения – Хортица, Розенталь (ныне пос. Канцеровка), остров Хортица, Эйнлаге (бывшее с. Кичкас, после сооружения Днепровской ГЭС – затоплено), Кронсвейде (ныне с. Владимирское), Нейенбург (ныне с. Малышевка), Нейендорф (ныне с. Широкое) и Шенгорст (ныне с. Ручаевка).
В это же 1789 году из этих колоний был образован Хортицкой менонитский округ. Экономическим и культурным центром округа было поселение Хортица.
В последующие годы эмиграция меннонитов в Российскую империю продолжалась. Количество переселенцев увеличивалось.
В 1804 году российское правительство выделило земли в среднем течении реки Молочной для поселения менонитских колонистов, где был образован Молочанский менонитский округ. Центром округа было поселение Гальбштадт (в настоящее время город Молочанск). Округ входил в состав Бердянского уезда Таврической губернии.
В 1835 году был образован Мариупольский менонитский округ. Округ входил в состав Александровского уезда Екатеринославской губернии.

Так же, как среди молокан, во второй половине девятнадцатого века евангельское пробуждение началось среди меннонитов в Таврической и Екатеринославской губерниях. и среди лютеран в Херсонской губернии.

Таким был исторический фон евангельского пробуждения на Запорожской земле.
Именно здесь, в среде молокан и меннонитов, по Божьему промыслу, началось евангельское пробуждение на Запорожской земле, которое в скором времени распространилось и на украинский народ.

Социальные и духовные предпосылки
евангельского пробуждения

Кроме исторических событий, на фоне которых началось и распространилось евангельское пробуждение на Запорожской земле, важно обратить внимание и на ряд событий в духовной и социальной сфере Российского государства, которые также способствовали возникновению евангельского пробуждения во второй половине девятнадцатого века.
Предварительно, еще раз нужно отметить, что к началу евангельского пробуждения юг Украины уже на протяжении продолжительного времени являлся частью Российской империи. Поэтому религиозные и социальные процессы, происходившие на юге Украины и в том числе на Запорожской земле, в основном, нужно рассматривать в контексте процессов происходивших во всем Российском государстве.

Необходимо рассмотреть три важных фактора, которые, по Божьему промыслу содействовали началу пробуждения.

Широкое распространение Слова Божьего в народе

Первым фактором и притом наиглавнейшим была возможность простому народу читать Слово Божье на знакомом общеупотребительном языке. Но путь Слова Божьего в семьи народов населяющих Российскую империю был длительным и тернистым.

Как все начиналось? Нужно обратиться к временам древним.

Переводческий и миссионерский подвиг Кирилла и Мефодия
В конце 862 года князь древнего славянского государства Моравии Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы проповедовать Евангелие на славянском языке. Император Михаил направил в Моравию двух родных братьев, греков – ученого Константина Философа (имя Кирилл Константин получил при принятии монашества в 869 году, за полтора месяца до смерти, и с эти именем он вошел в историю) и его старшего брата Михаила (Мефодия).

Прибыв в славянские земли, братья столкнулись с большим препятствием для выполнения своей миссии – у многочисленных славянских народов был схожий язык, но не было письменности. Перед братьями встала необычайно трудная задача – для возможности проповеди Евангелия и передачи Божьей истины славянским народам, нужно было самим составить славянскую азбуку.
Уповая на Божью помощь, Константин взялся за этот труд. Несколько месяцев ушло на этот уникальный в истории человечества труд. Так возникла славянская азбука или алфавит, который вошел в историю под названием Кириллица.
Создав азбуку, Константин сразу же приступил к переводу Священного Писания. Свой первый перевод Константин начал с Евангелия от Иоанна. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это были первые слова Священного Писания, написанные на славянском языке.
Кирилл и Мефодий завершили свой перевод в 863 году, за 125 лет до Крещения Руси. Наличие библейских книг на славянском языке при крещении Руси в 988 году способствовало распространению христианства в Киевской Руси. И как сказал один христианский писатель, славянский народ «имел счастье, доставшееся в удел не всем христианским народам, получить священные книги на родном и понятном ему языке при самом обращении своем к христианству».
Значение трудов Кирилла и Мефодия по переводу Библии на славянский язык трудно переоценить. Кирилл и Мефодий совершили грандиозный, феноменальный труд в деле создания славянской письменности и проповеди Слова Божия.
Непоколебимая вера двух братьев во Христа и в свою подвижническую миссию во имя спасения славянских народов – это было движущей силой проникновения Слова Божия в Древнюю Русь!

В дальнейшем много усилий прикладывалось в Киевской Руси, чтобы Слово Божье распространилось в народе. Так в «Повести временных лет», древнем литературном памятнике славян, читаем о великом князе Ярославе Мудром, положившим начало «книжной культуры на Руси»: «Любил Ярослав церковные уставы,… и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным…».
Однако из-за того, что все книги того времени, в том числе и Библия были рукописными, это делало книгу Библию достаточно дорогой и недостаточно распространенной, чтобы вполне удовлетворить потребность народа в написанном Слове Божьем.
Также и овладение славянами грамотностью и образованием продвигалось медленно. Еще многие века восточные славяне, в своем подавляющем большинстве, будут неграмотными. Поэтому долгое время Библия будет, в основном, в богослужебном употреблении в храмах. Это создавало серьезные препятствия на пути духовного просвещения славян.

Но, не смотря на это, в народе постепенно сформировалось отношение к Библии как к Слову Божьему. На протяжении всей истории христианства на Руси, в его самые мрачные периоды, появлялись те, кто призывал к возвращению к Божественному первоисточнику – к Библии. Основание для этого было заложено – перевод Библии на славянский язык.
Перевод Библии на славянский язык стал первым звеном, в цепи последующих событий подготовляющих почву для будущего евангельского пробуждения. И как было уже отмечено, что пройдет еще много времени, прежде чем Библия станет настольной книгой каждого верующего, однако же, Господом было положено начало для духовного просвещения славянских народов.

Иван Федоров и первая печатная Библия

Прошли века и в шестнадцатом столетии произошло следующее не менее важное событие, которое стало еще одним звеном в цепи событий, приблизившим, по Божьему промыслу, духовное просвещение народа и евангельское пробуждение. Этим событием было изобретение книгопечатания.
Без Божьего провидения печатание духовной литературы, наверное, никогда бы не началось, потому что, православные иерархи боялись света Библии, утверждая, что «Библия плодит ереси». Книгопечатание на станке считалось делом дьявольским. Богоугодным было только переписывание от руки. Но, то, что Господь намерен был совершить, людям остановить было не по силам.

Орудием для этого великого дела, в руках Господа, стал Иван Федоров.
Начал свой труд Федоров в Москве, при покровительстве царя Ивана Грозного. Но вскоре его отношения с царем разладились, царь лишил его своей охраны и покровительства. И тут же на него с яростью набросились все его недоброжелатели. Из России ему пришлось бежать. Федоров сначала переселился в Литву, но и оттуда пришлось уйти.

Позже Федоров так напишет об этом: «Превеликого ради озлобления, часто случающегося нам, от многих начальник, которые на нас, зависти ради, многие ереси умышляли, хотячи благое дело в зло превратити… и божие дело в конец погубити. … Нас от земля и отчества и от рода нашего, изгнав и в иные страны незнаемы преселити».
В 1565 году Иван Федоров обосновался в Остроге в Западной Украине, в имении князя Константина Острожского. Князь был человеком веротерпимым и склонялся к протестантам.
Здесь, в Остроге, Иван Федоров совершил подвиг всей своей жизни –
в 1581 году напечатал на славянском языке знаменитую Острожскую Библию.
Умер Иван Федоров во Львове, в декабре 1583 года, вскоре после напечатания Библии – дело его жизни было завершено. Федоров вложил всю душу в издание своего детища. Потому что, как писал Федоров, смыслом его жизни и страстным желанием было:
«Вместо житных семен – духовная семена по вселенней разсевати и всем по чину раздавати духовную сию пищу»…
Подвижнический труд Ивана Федорова – самый серьезный и значительный в деле духовного просвещения славянского народа. Федоров сделал все от него возможное, чтобы донести Слово до простых людей, объяснить его, сделать привлекательным и понятным.

Острожская Библия, по объему и полиграфическому оформлению не имела аналогов в кириллическом книгопечатании своего времени. Это действительно был шедевр. Острожскую Библию называли «королевой украинских книг».
В течение двухсот лет текст этой Библии служил образцом для ее последующих изданий. Тираж Острожской Библии по тем временам был огромен, по оценкам некоторых историков от 1000 до 1500 экземпляров. Сразу же после публикации Острожская Библия получила широкое распространение среди славянских народов.
По подсчетам, до настоящих времен сохранилось более трехсот Библий этого первого издания. В Остроге, в библиотеке Острожской академии, в одном из залов выставлен один из экземпляров Острожской Библии.
Книгопечатание, изобретенное Иваном Федоровым, начало бурно развиваться.
Кроме Острога возникли типографии во Львове, Киеве также и в других крупных городах.
Уже к середине семнадцатого века в Украине действовало двадцать пять типографий.
На протяжении трех столетий одной из ячеек книгопечатания в Украине была типография Киево-Печерской лавры, основанная в 1616 году.

Изобретение книгопечатания послужило тому, что книга Библия стала распространяться среди народа быстрее, в большем количестве и ее стоимость стала ниже. Книгопечатание стало еще одним звеном, в цепи событий, приблизившим Слово Божье к народу.
Но со временем появилось последнее звено в этой цепи, через которое Библия стала доступной широким народным массам.

Перевод Библии на современный язык и ее широкое
распространение среди народа

Прошло три века после первого издания печатной Славянской Библии. На землях восточных славян сформировались украинский, русский и белорусский народ. Сформировались и языки этих народов, славянский же язык постепенно вышел из употребления. Все острее становился вопрос перевода Библии на современные для того времени языки.
Более того, история церкви со всей очевидностью показывает, что в народах, где Дух Божий посылал покаяние и пробуждение, имелись переводы Библии на понятные языки этих народов. Господь даровал и эту милость народам, населяющим Российское государство.

В начале девятнадцатого века произошло событие, вплотную приблизившее евангельское пробуждение. По Божьему определению, в Российской империи в 1812 году было учреждено Российское Библейское общество. Главной целью деятельности Общества было распространение Слова Божьего – Библий. А ведь Слово Божье это, главный инструмент в Божьих руках которым Он просвещает и пробуждает народ от греховного мрака.
В правилах Общества было записано: «…Обитателям Российского государства доставлять Библии … на разных языках, за самые умеренные цены, а бедным без всякой платы, … снабжать всякое христианское вероисповедание Библиями…».
Не чудо ли это?
Буквально с первых дней своего образования, Библейское Общество широко и основательно начало воплощать в жизнь, поставленную перед ним цель. За время существования Общества были изданы и распространены многие сотни тысяч экземпляров Священного Писания. Общество просуществовало всего немногим более десяти лет. Но этого оказалось достаточным, чтобы выполнить поставленную перед ним цель. Много раз Общество издавало и распространяло полную славянскую Библию.
Обществом было открыто множество отделений и комитетов в различных частях империи, в том числе и на юге Украины – в Одессе и Екатеринославе.
В 1821 году было открыто отделение Общества в меннонитском селении Гальбштадт (сегодня г. Молочанск, Запорожской области).

И, наверное, самой большой заслугой Библейского Общества было то, что осознавая насущную потребность народа иметь Библию на понятном разговорном языке, Общество приступило к работе по такому переводу.
Но, это привело в ярость врага душ человеческих, и он нашел людей, которые путем интриг и ложных наветов убедили правительство империи приостановить деятельность Общества и работу по переводу Библии на понятный язык. В 1826 году указом царя деятельность Общества была остановлена на неопределенное время. Остановилась и работа по переводу Библии.
Сопротивление темных сил длилось тридцать лет. И только после того, когда по милости Господа, поменялась обстановка в государстве, работа по переводу была возобновлена. И в 1876 году переведенная Библия была издана. Это известный и популярный и по ныне, так называемый, Синодальный перевод.

В эти же годы был также осуществлен первый перевод Библии на украинский язык. Но из-за запретительной политики российского правительства перевод был издан за рубежом. Позже, в шестидесятых годах двадцатого столетия было сделано еще два перевода и в конце двадцатого, начале двадцать первого века в Украине был сделан перевод Библии на современный украинский язык.

Оценивая деятельность Библейского общества один из историков писал: «Библейское Общество удовлетворило насущную потребность народа в понятном для всех тексте Св. Писания, совершив тем самым важнейшее дело для религиозного просвещения и духовной жизни страны. Многие жители империи смогли иметь на руках текст Библии. Думается, именно с этого времени можно говорить о распространении в России традиции домашнего чтения Св. Писания».
А это значит, что Евангельский свет уже мог проникать в самые отдаленные города и села страны. Господь готовил почву для пробуждения…

Говоря о важности работы Библейского Общества, нельзя не упомянуть еще о двух Обществах, усилиями которых Слово Божье достигало жителей городов и сел обширного государства.

В 1863 году было образовано Общество для распространения Священного Писания в России. Общество развернуло большую работу и действительно сотни тысяч экземпляров Слова Божьего разошлось среди народа.

В1876 году было образовано еще одно подобное учреждение – Общество поощрения духовно-нравственного чтения. Организатором Общества был небезызвестный евангельский деятель Василий Александрович Пашков.
Пашков был одним из богатейших людей своего времени, после же уверования, он львиную долю своего богатства направил на распространение Евангелия. Благодаря его жертвенности Общество быстро и широко развернуло свою деятельность.
Попутно нужно отметить, что Пашков много содействовал проповеди Евангелия на юге Украины, в том числе и на землях Запорожского края.
Чтобы оценить размах влияния Общества, стоит процитировать высказывание одного из православных исследователей распространения сектантства Петра Лебединцева. С большим негодованием он писал: «Большое удобство для их (то есть сектантов) проповеди представляло распространение, с иными конечно целями, в огромном количестве экземпляров, по крайне дешевой цене, в маленьком формате Нового Завета на русском языке…
С карманным евангелием в руках они (сектанты) проповедовали всегда и везде – на работе, в поле, в кузнице, на мельнице, в семейных собраниях…. Насколько распространение Нового Завета и Евангелия в переводе на русский язык по низкой цене послужило уяснению православного вероучения в массе народа, это еще неизвестно;… а что в руках немецких миссионеров и малорусских сектантов оно сделалось орудием протестантской пропаганды для совращения из православия в баптизм, это не подлежит сомнению».
«Его агенты, – пишет далее Лебединцев, – под названием книгонош, не замедлили появиться преимущественно там, где посеяна была штунда. Поселяясь здесь, они не только бесплатно раздавали книги Нового Завета в русском переводе, попринимали на себя обязанность благовестников нового пути к спасению, являлись как-бы новыми апостолами…».
Понятно, что активная деятельность Общества очень скоро вызвала резкое противодействие. И в 1884 году, по распоряжению российского императора Общество было закрыто. Было запрещено переиздавать литературу Общества, даже делались попытки изъятия уже изданной литературы. Вскоре и сам организатор Общества был выслан из Российской империи.
Но, до того как Общество прекратило свою деятельность, изданная литература распространилась по многим уголкам Российской империи. «Книжки, распространяемые Пашковым, – пишет Александр Пругавин, тоже один из исследователей сектанства, – мне приходилось встречать… в самых далеких и захолустных углах разных местностей. По слухам и по рассказам самих сектантов, эти книжки можно найти и на Кавказе, и в Малороссии среди штундистов, и на Урале, и в Сибири, – словом всюду, где только есть сектанты».
Литературой общества пользовались такие видные деятели евангельского пробуждения на юге Украины как Иоганн Вилер и Яков Деляков. В частности, об объемах поступавшей Вилеру литературы от Общества красноречиво свидетельствует одно из донесений от Таврической духовной консистории: «Учителя Вилера, привозят от него для раздачи народу разные книги и Евангелия, присланные для этой цели из С-Петербурга от Пашкова – в количестве 13-ти пудов».
Вот так, во второй половине девятнадцатого века, Господь обильно рассевал семена Евангелия среди народов, населявших империю.

Говоря о широком распространении Слова Божьего среди народа, нельзя умолчать о служении тех, руки которых непосредственно вручали Слово Божье людям. Это уже раннее упоминаемые книгоноши. Именно через жертвенный труд этих подвижников веры Слово Божье распространялось по просторам государства.
Даже противники евангельского пробуждения признавали значимость труда книгонош. Один из них, Александр Введенский, писал: «Книгоноши в истории распространения сектантства сыграли довольно видную роль. Можно смело сказать, что та быстрота, с какой распространилось сектантство по селам и городам, … Тот колоссальный успех, какой выпал ему на долю – все это обязано плодотворной и энергичной деятельности книгонош».
Книгоноши являлись не просто разносчиками или торговцами книг, но, как верно отмечали православные писатели, были активными просветителями, миссионерами и проповедниками Евангелия. Только в вечности откроется масштабность труда этих смиренных и часто безвестных слуг Евангелия Христова.

Об одном таком книгоноше нужно упомянуть подробнее, потому что это был человек, который, с ранней юности и до последнего вздоха на земле, всецело положил себя на алтарь проповеди Евангелия. Звали его Яков Делякович Деляков. Его пути, в свое время, пролегли и через Запорожские земли.

Служение Якова Делякова – книгоноши, евангелиста и миссионера


Настоящее его имя – Каша Ягуб (Ягуб – персидское произношение имени Яков), по происхождению он персиянин или ассириец. Родился в 1833 году в деревне в окрестностях города Урумия. В то время это была Персия, сегодня это северо-западная часть Ирана.
Отец умер еще до его рождения, мать умерла, когда ему было 7 лет. Воспитывали его родные братья. Жили в бедности. Еще, будучи мальчиком, он начал зарабатывать себе на жизнь.
По Божьему провидению произошло так, что через год после рождения Якова в той местности начала свое служение американская христианская миссия.
В детстве, обучаясь в школе организованной миссионерами, Яков познакомился с Евангелием.
На четырнадцатом году жизни, Господь пробудил в нем осознание собственного погибшего и несчастного состояния, и искание пути спасения.
Когда Якову было девятнадцать лет, в декабре 1852 года, он тайком убежал из дома на один день, чтобы посетить Сеир и поступить в пресвитерианскую миссионерскую семинарию, организованную там американцами. Однако пришлось ждать ещё около года и только 1853 году Якова приняли в семинарию.
Позже, вспоминая свои поиски Господа, Яков записал: «На втором году моего пребывания в Сеире, по благодати Господа, я был выхвачен как головня из огня, из глубин отчаяния, и обрел от Него мир, который превосходил мое разумение».

В 1859 году, через год после окончания семинарии Яков впервые пересек границу Российской империи. Направлялся Яков в Россию, прежде всего, по семейным обстоятельствам. Решив необходимые дела, Яков возвратился домой. Он намеревался оставаться на родине, создать семью и трудиться для Господа среди своего народа. Но у Господа были другие планы для Якова.
Так произошло, что ему пришлось снова посетить Россию и там, в 1862 году, у Якова произошла судьбоносная встреча с одним евангельским христианином, который начал его убеждать не возвращаться на родину, но посвятить себя служению среди народов России. На призыв брата Яков ответил так: «Мне кажется, что Господь благословляет мою проповедь и Он посылает меня, и думаю, что я приму твое предложение как от Господа. Если ничего не получится, то я возвращусь в Урумию. Мне не так важно, где Господь будет использовать меня. Я принадлежу Ему».

Выбор был сделан…. С этого момента началось его великое миссионерское подвижничество…
Чтобы быть ближе к местному народу он принимает новое имя – Яков Делякович Деляков. Именно под этим именем его знает и помнит все евангельское братство.

При финансовой поддержке одного из братьев он купил лошадь и фургон и так путешествовал по селам и городам, продавая мелкие бытовые товары и проповедуя Евангелие.
Первые четыре года он трудится среди штундистов в Херсонской губернии. И в это же время с проповедью Евангелия посетил Киевскую губернию и столицу Бесарабии – Кишинев.
Позже, взяв Евангелие на албанском языке, он, через Бессарабию и Румынию доходит до Албании и распространяет Писание среди албанского народа. А от Херсона до Албании около 2000 километров.
«От села к селу, от города к городу, – вспоминал о нем Иоганн Прицкау, – он искал преподнести повсюду, наряду со своим обычным товаром, также самое драгоценное благо вечной истины, а, где только предоставлялась возможность, свидетельствовал о Христе».
(Иоганн Прицкау – один из пионеров украинского евангельского братства, трудившийся в одно время с Деляковым).
Потом было Закавказье…
Став книгоношей Британского Библейского общества он отправился на Кавказ.
Там он объезжает молоканские села вблизи Баку, Елизаветполя, Тифлиса (нынешний Тбилиси), Владикавказа и везде говорил о Спасителе Иисусе Христе, предлагая молоканам Новый Завет и Библию.
Конечно, не продажа товаров, которые нужны были лишь как повод, а распространение среди покупателей евангельской литературы являлось главной целью его деятельности.

В 1866 году недалеко от Одессы Яков Деляков встретил двух молокан из сел, расположенных вдоль реки Молочная, в Мелитопольском уезде Таврической губернии.
Они дали благовестнику свои адреса и пригласили посетить их края.
Через два или три месяца после встречи с молоканами, Деляков отправился в края, куда его пригласили. Прибыв, он сосредоточил свою деятельность вблизи молоканских сел Ново-Васильевка и Астраханка. Принят в селах он был очень хорошо. Как пишет Деляков в своей автобиографии, он днями и ночами, проводил духовные беседы и совершал проповеди.
Среди слушателей он вскоре обрел ревностных последователей – грамотных, состоятельных и влиятельных среди молокан Астраханки братьев Захаровых – Харитона и Зиновия. С 1867 года Зиновий Данилович становится признанным руководителем вновь образовавшейся общины новомолокан, или евангельских христиан-захаровцев, названных так по имени своего руководителя. Зиновий Данилович приложил много усилий и для развития евангельского движения на юге Украины
.

От Астраханских молокан Деляков узнает адреса молоканских поселений в Поволжье и его взгляд устремился на Волгу. В 1869 году Яков Деляков начинает свой миссионерский труд в Поволжье, среди людей, которые, как он пишет: «Ещё не имели чистого понятия о даровании спасения и сердечной молитве, которую от меня услышали в первый раз».
Здесь в Поволжье Деляков знакомится с евангельской христианкой, которая к тому времени была вдовой, воспитывающей сына Ивана и дочь Татяну. Звали ее Анна Васильевна Жидкова. В 1875 году они вступают в брак. Анна Васильевна стала достойной женой и помощницей Якову в его нелегком миссионерском служении.
Нужно несколько слов сказать об Анне Васильевне. Она является родоначальницей благословенного родства Жидковых, которые в свое время внесли большой вклад в развитие евангельско-баптистского братства. Ее внук Яков Иванович Жидков в свое время был благословенным служителем в Союзе ЕХБ. На долю Якова Ивановича выпала тяжелая задача – совместно с другими братьями в 1944 году по приказу Сталина организовывать Союз ЕХБ.
Как же дальше жил и трудился Яков Деляков?
В 1879 году, по поручению верующих, Деляков совершает поездку в Санкт-Петербург, для знакомства с евангельскими верующими столицы. Там он знакомится с Пашковым, ключевой личностью столичного евангельского пробуждения.
Познакомившись, они на многие годы становятся друзьями. И на протяжении многих лет Пашков, будучи богатым и жертвенным человеком, начинает финансово поддерживать Делякова в его служении. Нужно сделать небольшую оговорку. Яков Деляков уверовал в Господа в среде пресвитериан и потому был крещен в детстве. В таком состоянии он и продолжал свой труд. Но, под влиянием Пашкова, Яков Делякович осознает необходимость водного крещения по вере и крестится.
Это сближает его с Союзом баптистов и в последующее время он вливается движение баптистов и трудится как баптистский миссионер.
Продолжая труд в Поволжье, Деляков в 1886 году основал церковь в Саратове. Именно в этой церкви в 1891 году принял крещение юный Николай Васильевич Одинцов, который стал впоследствии председателем Союза баптистов СССР. (Николай Васильевич стал жертвой сталинских репрессий,… в 1939 году был расстрелян).
Чтобы увидеть силу влияния проповеди Делякова, стоит процитировать часть Всеподданейшего отчета яростного противника евангельского пробуждения обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева.
В отчете он так описывает влияние Делякова: «Персидский подданый Яков Делека (то есть Деляков) в качестве книгоноши Английского Библейского общества исходил почти всю Россию, и во многих местах посеял семя лжеучения своей секты…
Евангелики считают его за самого опытного и святого руководителя, и готовы исполнять все, чтобы он ни потребовал. Во время путешествий Делеки, целые поселки, оставляя спешные работы, бегут ему на встречу иногда верст за 20 и более…»
Такая оценка противников говорит о многом…
Так оно и было, только не семя лжеучения, но семена евангельской истины обильно рассевал Яков Делякович.
Простой и скромный, бедно одетый, он неустанно распространял Евангелие. Во время длительных путешествий, в поездах, в гостиницах, под открытым небом и в домах, с Евангелием в руках рассказывал людям об Иисусе Христе, покаянии и живой вере. Своей простой искренней проповедью он нашел путь к сердцу простого народа.

Последним миссионерским полем для Якова Делякова стал Дальний Восток, куда он и переселился, по собственной инициативе и при одобрении и финансовой поддержке Союза баптистов. Вместе с Деляковым в Благовещенске трудился еще один миссионер из Ставропольского края – Михаил Демидович Чечеткин.
В 1889 году они прибыл на Дальний Восток, и поселились в Благовещенске. В этом же году в Благовещенске в результате их проповеди возникает первая евангельско-баптистская община. В скором времени Чечеткин возвратился домой. Деляков продолжил труд один. Господь обильно благословил его труд в тех краях, хотя было много и трудностей, и гонений, и скорбей. Но уповая на Господа Яков Делякович все преодолел.
Яков Делякович Деляков проработал в Благовещенске и его окрестностях до 28 февраля 1898 года, когда он после простуды и краткой болезни ушел в горние обители.
На его могиле был установлен каменный памятник с простой надписью:
«Здесь покоится прах проповедника Евангелия Якова Деляковича Делякова. Прибыл на Амур 25 июня 1889 года, скончался 28 февраля 1898 года на 69-м году жизни».
На тыльной стороне были выбиты слова: «Памятник воздвигнут любовью амурских баптистских общин» и на этой же стороне слова из книги Иова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога».
Здесь рассмотрена только малая доля того, что совершил этот великий Божий книгоноша. Только одному Господу известно, сколько тысяч километров прошел и проехал этот неутомимый и смиренный Божий служитель, сколько душ спаслось от греха через его проповеди, сколько возникло евангельских общин в тех местах, через которые пролегли пути Якова Деляковича.
Самоотверженный труд Якова Деляковича можно без преувеличения сравнить с трудом великого апостола язычников – апостола Павла.
Он пожертвовал всем: семейным благополучием, карьерой, личной безопасностью, да и, в конце концов, самой жизнью ради того, чтобы там, где он проходил, распространялась евангельская проповедь, и создавались и росли общины евангельских христиан-баптистов.
Вот такие люди, в свое время, ходили и по Запорожской земле и сеяли семена Евангельской истины. Потому такими обильными были всходы.
Есть, кому подражать!

Вспоминая о Якове Делякове, стоит помолиться: «Пошли нам Господи и сегодня, в нашу местность, таких книгонош!

Духовное состояние православной церкви и общества

К середине девятнадцатого века Слово Божье на понятном языке стало доступно широким слоям населения империи. Это было главной предпосылкой для возникновения и успешного развития евангельского движения.
Еще, одним обстоятельством, приблизившим евангельское пробуждение, стало крайне низкое духовное состояние Русской православной церкви (РПЦ) и всего общества в целом. К середине девятнадцатого столетия православная церковь оказалась в глубоком духовном кризисе. И как ни парадоксально, это оказалось благоприятным фактором для пробуждения.
О печальном духовном состоянии церкви того времени с тревогой заявляли передовые православные деятели. Осознавали, что такое положение дел приведет к пагубным последствиям. Настойчиво призывали к реформам и духовному оздоровлению церкви.
«Пред глазами ежедневно картина разложения нашего духовенства, – взывал священномученик православной церкви Серафим Чичагов, – никакой надежды, чтобы оно опомнилось, поняло свое положение! Все то же пьянство, разврат, сутяжничество, вымогательство, светские увлечения! Последние верующие – содрогаются от развращения или бесчувствия духовенства. … Никого и нет, кто бы мог… понять, наконец, на каком краю гибели Церковь, и отдать себе отчет в происходящем».
Как следствие, низкого духовного состояния церкви, общество тоже находилось в духовном упадке.
Консервативный православный деятель Иоанн Кронштадтский писал: «Нравы всех сословий народа ныне крайне расслабели… Жизнь обыденная воссмердела всякими грехами – вероотступничество, неведение Бога, богохульство, особенно в ученом сословии, сделались как бы повальными, общими, разврат вошел в ежедневный обычай, печать и литература пропитаны соблазном.… Как люди измельчали, принизились, развратились, утратив совершенно дух христианский, и стали язычниками, а иногда и гораздо хуже их по животному образу жизни».
Такой была общая картина в государстве.
О духовной обстановке в тогдашних Екатеринославской и Таврической губерниях нужно сказать отдельно.
Если посмотреть, в общем, то одной из особенностей этих губерний был неоднородный религиозный состав населения. Здесь, безусловно, в большинстве были православные, то есть была государственная православная церковь с ее иерархической системой, но в основном было так называемое народное православие – неглубокое, обрядовое и по большей части суеверное.
В губерниях проживало много выходцев из русской православной церкви – старообрядцев, молокан и духоборов. Также было много лютеранских и менонитских колоний. Вера колонистов хоть и была христианской, но не имела ничего общего с православием.
Духовное же состояние православной церкви в этих губерниях, и в особенности официальной, было не только не лучшим чем в других местах, но может даже и худшим.
Из истории известно, что «подвиги» Екатеринославской духовной консистории (руководящего органа православной церкви в губернии) в области коррупции в конце XIX – начале XX ст. были уже столь общеизвестны, что о них писали не только местные жандармские офицеры в своих рапортах Департаменту полиции, но и общегосударственные журналы.
В одном из политических обзоров начальников Екатеринославского губернского жандармского управления того времени писалось: «Духовенство остается все в том же прежнем положении относительно населения; не имея никакого влияния на свою паству, не пользуется даже должным уважением со стороны населения, вследствие своей неразвитости, грубости и неумеренных поборов за требы… В этой губернии, в особенности, плохой подбор духовенства вообще; и в городском духовенстве видна явная, отталкивающая распущенность и сребролюбие…»
.
Не удивительно, что крайне низкое духовное состояние как церкви так и общества во многих вызывало глубокую неудовлетворенность и разочарование в церкви и ее иерархах. Порождало поиск выхода из духовного тупика. И когда в руках людей оказывалось Слово Божье, и начинала звучать проповедь Евангелия, многие тянулись к Евангельскому свету.
Кроме того, более высокий духовный и экономический уровень жизни колонистов, особенно меннонитов, побуждал православных присматриваться к их неправославной вере и жизни. Это особенно ярко было видно на фоне усиливающегося духовного упадка православных приходов и духовенства. Это тоже было немаловажным фактором, в поисках истинной веры.

Рассматривая состояние православной церкви и ее духовный упадок, важно отметить, что духовному разложению православной церкви во многом способствовало ее привилегированное положение в государстве.
Буквально с первых лет после принятия христианства, православная церковь приобрела статус государственной. К девятнадцатому веку церковь стала частью государственной системы.
Так, например, статья сороковая «Основных законов» империи гласила: «Первенствующая и господствующая в Российской империи есть вера Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания».
Законы империи работали на сохранение ее привилегий.
В «Уложении о наказаниях» предписывалось:
Статья 190. Отвлечение от веры:
• ненасильственное – ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение;
• насильственное – ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола – каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Таким образом, российское законодательство обеспечивало государственный статус РПЦ, закрепленный в Своде законов. Такие привилегии церкви, как преимущественное право на публичное осуществление и пропаганду своей веры, недопущение перехода из нее в другие исповедания, православное воспитание детей в случаях разноверных браков с участием православного и др., гарантировались силой государственного принуждения, в том числе и уголовно-правового характера.
Естественно, что такая государственная религиозная политика вела к обмирщению и тотальному духовному разложению православной церкви.
И в тоже время это показывает, в каком крайне сложном и юридически бесправном положении оказались, евангельские верующие в Российском государстве. Проповедь Евангелия православному народу считалась тяжким уголовным преступлением, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Но, при всем этом, вся мощь законов и наказаний Российской империи не смогла остановить евангельское пробуждение. По этому поводу вспоминаются слова, сказанные Господом древней Филадельфийской церкви: «Так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: … вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее» (Откр. 3:7).
Так было и здесь. Казалось самая мрачная обстановка, тотальные запреты на проповедь Евангелие были под Божьим контролем и послужили к более успешному распространению Благой вести.

Отмена крепостного права в Российской империи

В 1861 году в Российской империи произошло знаковое событие. 19 февраля 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, царь Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». То есть, было отменено крепостное право. Это событие также сыграло важную роль в подготовке почвы для евангельского пробуждения.
Отмена крепостного права имела огромное значение – крепостным крестьянам были присвоены гражданские права. Замкнутый, патриархальный уклад жизни крестьян, не менявшийся на протяжении столетий, начал стремительно меняться.
Однако реформы имели существенный недостаток. Крестьяне, получив свободу, в большинстве своем не получили землю, так как за землю нужно было вносить выкуп, что многим был не под силу. А если и получали землю, то часто не пригодную для возделывания. Поэтому так долго ожидаемая реформа разочаровала крестьян, вызвала недовольство правительством, в некоторых местах даже вспыхнули крестьянские бунты.
Более того православная церковь в отношении реформы стала на сторону правительства. Это послужило еще большим отчуждением народа от церкви. Крестьяне чувствовали себя обманутыми и правительством и церковью. Как метко сказал один историк о результатах реформы в Екатеринославской губернии, что крестьяне «были похожи на людей, неожиданно вышедших из полной тьмы на яркий свет: они ничего не понимали, ничему не верили и не знали, что им делать».
В результате реформы многие крестьяне оказались безземельными и обнищали, но имея право покидать насиженные места, переселялись в другие местности, осваивали ремесла, уходили в города.

Если говорить о юге государства, крестьян привлекали города: Одесса, Николаев, Херсон, Екатеринослав (Днепр), Александровск (Запорожье). Часто крестьяне нанимались на работу к менонитским колонистам, где и происходило тесное соприкосновение с христианской, но не православной верой. Это побуждало людей сравнивать, анализировать новое понимание Бога и христианства, принимать решения.
Поэтому, в этом отношении реформа 1861 года была еще одним важным фактором послужившим толчком для начала евангельского пробуждения в Российской империи. Особенно это ярко проявилось на юге Украины, где было множество меннонитских колоний.
Метко об это пишет православный писатель, профессор Н. А. Заозерский: «Херсонские степи летом, в пору сенокосов, привлекают массу рабочих из смежных губерний, которые идут сюда на заработки и нанимаются по большей части у немцев-колонистов. Если расспросить любого из этих рабочих, как ему жилось там, то станет понятным то влияние, какое оказывают немцы-колонисты на наших крестьян-батраков.… Так наш простолюдин, втиснутый материальными недостатками в русло немецкой жизни, работая на немцев, приглядывался сначала к непонятным для него новинкам и сильно удивлялся, как это немцы без «попа» службу правят. И время брало свое…».
Еще более ярко Заозерский описывает картину евангельского пробуждения в молоканском селе Астраханке и его окрестностях: «Вот, например, описание села Астраханки Бердянского уезда в бытовом и религиозном отношениях. Будучи центром молоканских поселений в Таврической губ. Астраханка в тоже время служит как бы столицею всех молокан-евангеликов, рассыпанных по всем российским губерниям.
В ней ежегодно устраиваются конференции, или собрания, рассматриваются и решаются дела, касающиеся состояния и распространения секты… И все эти сектанты, … ведут деятельную пропаганду среди, во множестве живущих у них в услужении, православных рабочих. Рабочие же эти, в большинстве неграмотные, или малограмотные простаки, нанявшись к сектантам, лишаются возможности иметь общение с православной церковью … мало по малу ослабевают в убеждениях православия, отвыкают от обрядов его и поддаются, наконец, внушениям своих хозяев-сектантов. И одному Богу известно, сколько бывает в Астраханке ежегодных отпадений православных в сектантство!»
.
Вполне можно понять негодование и боль иерархов и писателей православной церкви, воспринимающих православную церковь, как единственную хранительницу божественной истины. Но при всем этом, именно таким образом упомянутые обстоятельства готовили почву для евангельского пробуждения. Господь совершал Свое дело…

Завершая обзор исторических, социальных и духовных предпосылок предшествовавших евангельскому пробуждению, уместно вспомнить два отрывка из Священного Писания, первое: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены…» (Гал.4:4), и второе: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). Эти отрывки Писания ясно указывают, что все события на земле находятся под полным Божьим контролем и Свои дела Господь начинает в наиболее подходящее для этого время. Приход Христа на землю, начало проповеди Евангелия и начало образования Церкви произошли в наилучшее время, когда все обстоятельства в мире способствовали наилучшему воплощению Божьих замыслов.
Точно также и евангельское пробуждение в Российской империи произошло в наиболее подходящее для этого время. Это было Божье время, в которое Он начал действовать. Господь начал Свое дело одновременно в разных местах империи, среди разных сословий населения, употребляя для этого различных людей. Пробуждение началось в Санкт-Петербурге среди высшего сословия столицы, на северном Кавказе, преимущественно среди среднего сословия и на юге Украины в основном среди простого народа. Евангельское пробуждение началось и на Запорожских землях.

(Продолжение следует)