Уже во втором веке перед крещением, уверовавший, должен был объявить себя последователем Христа и в знак этого прочитать наизусть исповедание веры. К 3 веку это исповедание утвердилось, как «Апостольского символа веры».

А позже появились некоторые разновидности, которые сохранили главную вероисповедную суть «Апостольский символ веры» и были утверждены Вселенскими соборами. Это помогало сохранить верное направление христианства среди возникающих ересей.

« Апостольский символ веры »,   « Никео – цареградский символ веры » и « Афанасьевский  символ веры » были утверждены соборами до возникновения разделений  в христианстве и по праву считаются общехристианскими имволами веры.

 

АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ.

Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли.

И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад, воскресшего из  в третий день из мертвых, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение тела и в жизнь вечную. Аминь.

 

НИКЕО – ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ.

Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, и чрез Которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, и распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознесшегося на  небеса, и  сидящего одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца и Сына исходящего, с Отцом и Сыном достойного принять поклонение и прославление, говорившего через пророков.

И во единую святую, христианскую (кафолическую) и апостольскую Церковь.

Исповедую единое Крещение во оставление грехов, ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

 

АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ.

  1. Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь всеобщую (кафолическую) христианскую веру.
  2. Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель.
  3. Всеобщая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве,
  4. не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества.
  5. Ибо одна Ипостась Божества – Отец, другая – Сын, третья же – Дух Святой.
  6. Но Божество – Отец, Сын и Святой Дух – едино, слава (всех Ипостасей) одинакова, величие(всех ипостасей) вечно.
  7. Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой.
  8. Отец не сотворен, Сын не сотворен, и Дух не сотворен.
  9. Отец не постижим, Сын не постижим, и Святой Дух непостижим.
  10. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен.
  11. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным (Божеством)
  12. Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотворенный и один Непостижимый.
  13. Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ.
  14. Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий.
  15. Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог.
  16. Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом.
  17. Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь.
  18. И все же существует не три Господа, но один Господь.
  19. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждую Ипостась Богом и Господом, так и всеобщая (кафолическая) вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа.
  20. Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным.
  21. Сын происходит только от Отца, Он не создан и несотворен, но порожден.
  22. Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден но исходит(от Них)
  23. Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.
  24. И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других,
  25. но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою. И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве.
  26. И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице.
  27. Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа.
  28. Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком.
  29. Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком, от естества матери Своей рожденным в должное время.
  30. Совершенным Богом    и    совершенным    Человеком,    обладающим разумною Душою и человеческим Телом.
  31. Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей человеческой сущности.
  32. Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом.
  33. Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога.
  34. Полностью Единым   не  потому,   что   сущности   смешались,   но   по причине единства Ипостаси.
  35. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос,
  36. Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день;
  37. Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.
  38. При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях.
  39. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло — [будут посланы] в вечный огонь.

Это — всеобщая [кафолическая] вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения.